Вентиляция магазина
В настоящее время при строительстве новых или реконструкции старых объектов большое значение уделяют вопросам энергосбережения, в связи с чем, все чаще применяются герметичные материалы, препятствующие теплопотерям. Однако, решив проблему с энергозатратами, возникает проблема нехватки свежего воздуха, который не может поступать в помещение в должном объеме. Данная проблема актуальна для всех типов зданий, включая и торговые помещения, поскольку повсеместно используемые пластиковые окна и дверные блоки препятствуют естественной циркуляции воздуха, а двери, открывающиеся при входе посетителей, не могут обеспечить необходимый объем уличного воздуха. Как обеспечить постоянный приток свежего воздуха в торговых предприятиях, и насколько это необходимо?
Естественная вентиляция для магазина и ее недостатки
Циркуляция воздуха, то есть замена старого воздуха новым, насыщенным кислородом может осуществляться двумя путями – с помощью естественной вентиляции и искусственной, то есть механической. В первом случае циркуляция воздуха осуществляется посредством проникновения уличного воздуха в помещение через различные оконные щели, открытые окна и двери.
Однако использование современных строительных материалов наличие щелей сводит к минимуму, а держать открытыми окна и двери не всегда позволяют погодные условия. Так, например, в летние жаркие дни это становится практически невозможным, поскольку жаркий и душный воздух проникает в торговый зал, что вызывает дискомфорт, как у работающего персонала, так и клиентов магазина, и даже работающий кондиционер не спасет ситуацию. В холодные дни, открытые окна вызывают сквозняки, понижение температуры в помещении и как следствие простудные заболевания персонала. Таким образом, понятно, что естественные системы вентиляции не всегда могут обеспечить необходимую циркуляцию воздуха, значит, нужно прибегать к искусственным системам.
Искусственная вентиляция и ее преимущества
Наиболее популярным типом вентиляционного оборудования для обеспечения притока свежего воздуха являются приточные и приточно-вытяжные системы.
Данное оборудование осуществляет забор уличного воздуха и его подачу в помещение, при этом приточные системы осуществляют лишь приток свежего воздуха, а приточно-вытяжное оборудование еще и удаление старого и влажного воздуха. Приточно-вытяжные установки в торговых предприятиях необходимы, когда реализуемый товар создает в помещении неприятный запах (например в рыбных и мясных отделах) или повышенную влажность (в цветочных бутиках). При этом можно установить отдельно как вытяжное оборудование, так и приточное, однако совмещение данных функций в одном оборудовании позволяет экономить на монтаже, обслуживании системы, а также электроэнергии.
Приточные системы вентиляции являются идеальным решением для осуществления притока свежего воздуха в торговые, складские и офисные помещения. Они представляют собой оборудование, состоящее из вентилятора, который осуществляет принудительный забор воздуха с улицы, фильтра – для очищения поступающего воздуха и системы автоматики.
Некоторые модели также содержат калорифер, который осуществляет нагрев или охлаждение воздуха до такой же температуры как в помещении. Все современные приточные системы вентиляции обработаны звукоизоляционным материалом, что обеспечивает практически бесшумную работу системы.
Приточные установки для вентиляции различаются по мощности и размерам, так например для небольшого бутика или отдельно стоящего магазинчика с небольшой площадью достаточно использовать миниприточные системы, которые обеспечивают производительность от 200 до 3000 кубических метров в час. А для крупных торговых комплексов, супер- и гипермаркетов необходимо использовать центральные приточные установки с производительностью более 3000 куб. метров.
Преимуществами приточной системы вентиляции является возможность в любое время года осуществлять проветривание помещения без сквозняков и теплопотерь. Кроме того, искусственные системы вентиляции осуществляют приток очищенного воздуха без пыли, гари и микробов, которые присутствуют в уличном воздухе.
Многие модели приточных установок для вентиляции способны не только очищать или нагревать подаваемый воздух, но и осуществлять его увлажнение или осушение. Такая опция весьма полезна, поскольку летом и зимой воздух обычно более сухой, что вызывает дискомфорт, а осенью во время дождей излишне влажный.
Помимо приточных и приточно-вытяжных установок для вентилирования помещения торгового зала применяются вентиляторы, тепловентиляторы, а также некоторые виды кондиционеров, например колонного типа.
Вентиляторы обеспечивают приток и раздачу уличного воздуха, без его предварительной очистки, к тому же они зачастую менее мощные. Тепловентиляторы (электрические или водяные) осуществляют забор воздуха извне, его нагрев и раздачу.
Такие установки очень эффективны в осенне-весенний период, когда, отопление включать рано (или уже поздно), а на улице прохладно. Тепловентиляторы позволяют решать не только проблемы вентиляции, но и отопления.
Зачем необходима вентиляция?
Приточные и приточно-вытяжные установки, вентиляторы – все это оборудование стоит немалые деньги. Поэтому напрашивается вопрос – а настолько ли они необходимы, эти системы вентиляции, и стоит ли выделять деньги на их установку? Ответ однозначен – да.
Системы вентиляции осуществляют поставку свежего, насыщенного кислородом воздуха, создавая в торговом зале комфортный и благоприятный микроклимат. Чистый, насыщенный кислородом воздух улучшает самочувствие и повышает настроение, как покупателей, так и сотрудников. А также, известно, что кислород положительно влияет на работу головного мозга и стимулирует его деятельность, увеличивая работоспособность персонала. Кислород заряжает энергией, а полные энергией сотрудники более вежливо и качественно будут обслуживать посетителей. Будут более доброжелательными и приветливыми. А, как известно от качества работы обслуживающего персонала во многом зависит количество продаж.
Еще одним положительным действием свежего воздуха является благосклонность покупателей. Дело в том, что приятный микроклимат, свежий чистый воздух способствует хорошему настроению покупателей, вызывает желание подольше побродить по рядам торгового зала, а чем дольше покупатель находится в магазине, тем выше вероятность, что он сделает покупку.
Возможно, некоторые скептики скажут, что в магазине или торговом центре свежего воздуха и так поступает достаточно из-за частого открывания дверей. Однако, в крупных супер- и гипермаркетах, циркуляция воздуха от входной двери до дальних концов зала происходит очень медленно и не достаточно эффективно. А каждый человек только во время дыхания выделяет большое число углекислого газа, не говоря уже о естественных испарениях. Кроме того, в продуктовых магазинах, различное холодильное оборудование выделяет тепло, и даже влажность, что делает воздух более тяжелым и затхлым.
Подводя итог, можно отметить, что приточное и вентиляционное оборудование в помещении торгового зала просто необходимо. При этом оно обеспечивает не только приятный микроклимат, но и выступает стимулирующим фактором в увеличении продаж. А раз так, значит и все затраты на него оправдываются.